22 Августа 2017 / Мнение

Как финтех помогает сделать мир лучше 

Автор: Максим Азрильян
Как финтех помогает сделать мир лучше
Партнерский материал

Главный технический архитекор (CTA) «Альфа-Банка» Максим Азрильян объясняет, почему в ближайшие годы в банках будет много интересных задач и зачем он поддерживает стартап-конкурс на Finopolis.

То, что сейчас происходит в финансовой индустрии, можно охарактеризовать очень просто – банкам теперь надо бежать в два раза быстрее. Мир меняется и организациям с «классической» концепцией развития выживать в нем становится все тяжелее. Перед нами уже есть плохой пример потери лидерства – я имею в виду телеком, который очень быстро превращается в «трубу», хотя у операторов амбиции явно больше, чем быть комодити. Мы – банки – сейчас находимся в той точке, когда неверное решение или бездействие тоже безвозвратно превратит нас в «трубу». Продвинутые финтех-стартапы активно забирают себе классические финансовые операции – платежи, переводы, накопления и др. Банки могут превратится даже не в «трубы», а в «ящики», в которых просто хранятся деньги. Нас, естественно, это не устраивает. 

Когда речь заходит и финтехе, то в первую очередь говорят про технологии и умные сервисы, которых часто нет у банков, но вопрос на самом деле не в этом – самое страшное, что может произойти с нами, это потеря контакта с клиентом, превращение в бэкофис. Поэтому основная наша цель – те технологии, которые позволяют построить качественный интерфейс с людьми. Обычно говорят о каких-то сервисах, которые позволяют нам улучшить внутренние процессы, упростить их и т.д. Конечно, это важно, но не это фокус – важнее как именно клиент нас видит и как он с нами взаимодействует (и готов ли он это делать). Мы должны быть там, где клиент. Это раньше банк открывал отделение и люди сами к нему приходили. Сейчас ожидания человека «перенеслись», поменялась сама модель – он достает смартфон, нажимает кнопку – и к нему приезжает такси, привозят пиццу. Ему не надо даже звонить и что-то говорить. Того же он ждет и от банка (да и вообще от всех). Поменялась и скорость реагирования – больше никаких «на следующий день», ведь большинство услуг человек получает почти мгновенно. Мы не можем работать по-старому.   

И вот только после этого понимания мы подходим к технологиям. Для того чтобы обеспечить новый быстрый интерфейс, нужны технологические прорывы. В то же время мы хотим понимать, как именно нам «прикрутить» их к нашему уже существующему огромному бизнесу. В этом смысле не все технологии нам пока подходят и понятны. Стартапам, которые приходят в банк с идеями, надо думать как раз «от клиента». Простой пример: можно продолжать работать с человеком голосом, по телефону. Но он уже привык общаться в мессенджере, в соцсети, в чатах. Поэтому, естественно, нам надо тоже быть там. 

К чему я это говорю? Технологии нам интересны не ради внедрения новых фишек, а для того, чтобы быть более нужными клиенту, решать его базовые потребности. Это принципиально, и такое понимание у пришедших к нам стартапов или кандидатов я вижу далеко не всегда. Мы и ищем тех людей и такие команды, которые смогут увязать реальную потребность клиента с тем самым технологическим будущем. Что, конечно, не просто.

На самом деле, я думаю, что по уже обозначенным причинам финансовый сектор на сегодня одна из самых интересных сфер, где можно себя реализовать – у нас огромное поле для работы. Не буду даже затрагивать тривиальные вещи вроде зарплат и карьеры – в конце концов, это просто интересно – общение с банком это повседневная вещь, которая по уровню нежелания может сравниться разве что с походом к врачу. Говоря попросту – не хочется, но уйти от этого все равно не получится, ведь деньги в том или ином виде будут существовать всегда. И с этой точки зрения возможность повлиять на этот опыт, превратить нежелание в желание или по крайней мере сделать опыт клиента положительным – это почти гуманистическая задача. Это про то как поменять мир, сделать так, чтобы у людей появилось больше свободного времени. Я хотел бы, чтобы к нам приходили люди именно с таким подходом.  

Поучаствовать в отборе на финтех-конкурс стартапов на Finopolis можно до 17 сентября, пройдя по этой ссылке. 12 финалистов попадут на мероприятие в Сочи 5 и 6 октября, а победители получат денежные призы 3, 2 и 1 млн рублей соответственно. 
А также:
Не умножайте ценности сверх надобности

15.11.2017

Не умножайте ценности сверх надобности

Автор / Аркадий Морейнис

Экономика корпоративных венчурных фондов

09.11.2017

Экономика корпоративных венчурных фондов

Автор / Татьяна Кондратьева