19 Ноября 2012 / Мнение

Поэзия краудфандинга 

Конрад Уоттс Автор / Конрад Уоттс
Конрад Уоттс - сооснователь краудфандинговой платформы Fondomat.
Поэзия краудфандинга
Конрад Уоттс в красках рассказывает, как они с Джо Уэйкфордом создавали в Чехии краудфандинговую платформу. Приводим самые интересные тезисы.

В какой-то момент мы поняли, что ни в Чехии, ни в Восточной Европе в целом нет нормальной краудфандинговой платформы. Мы оба родом из Праги и любим свою страну, поэтому вопроса, где делать проект, даже не возникло. Но хотя Fondomat и была создана как чешская краудфандинговая платформа, нам не хотелось останавливаться на этом и загонять себя в какие-то рамки – как с точки зрения географии, так и функционально. В конце концов, суть краудфандинга в глобальных связях. Поэтому Fondomat изначально создавался как международная история. С самого первого дня он работал на чешском и английском языках. У нас есть специальная версия сайта для тех стран, которые входят в зону евро. Мы выбрали PayPal, чтобы доноры могли вносить и одобрять суммы из любой точки мира. В общем, мыслили глобально, а действовали локально. Мы сделали все, чтобы сайт зажил активной жизнью: наши пользователи могли вносить небольшие суммы, и, как результат, процесс сбора средств шел быстрее.

Начатьбизнеснепросто. Перед нами самими стояло немало вызовов. Но с большинством из них мы справились, потому что перед тем, как создать свою платформу, мы тщательно изучили самые успешные глобальные кейсы. Мы взяли от них лучшее и постарались воссоздать на своем ресурсе. Я имею в виду и технологии, и функционал. И все-таки даже с самым прекрасным продуктом на руках вы не добьетесь ничего, если нет «среды». До нас в Чехии никто толком и не слышал этого слова – «краудфандинг». Неудивительно, что люди не слишком доверяли сайту, через который надо было проводить деньги. PayPal у нас тогда еще только набирал популярность, так что первой задачей стало дать людям возможность использовать для оплаты обычные банковские карты.

Мы и сейчас побороли далеко не все трудности, но это – часть эволюции ресурса. Эта борьба идет только на пользу нашей креативности, так что ничего страшного в сложностях нет, скорее наоборот. Fondomat – часть постоянно изменяющегося рынка, и модифицировать себя в соответствии с его требованиями – в какой-то степени наша работа. Иначе как мы будем чувствовать своих пользователей, тот самый «крауд»?

Красота этого бизнеса в том, что он виртуален по своей сути и потому может существовать абсолютно в любой точке мира. Сейчас мы, например, готовимся к запуску новой версии платформы в Китае. Для этого нам пришлось немного переработать способы интеграции с социальными медиа с учетом местной специфики, но функционал сайта тот же, концепция универсальна, а бренд – неизменен.

Краудфандинговые платформы по всему миру продолжают нас удивлять. При этом их успех не имеет никакого отношения к агрессивному маркетингу и позиционированию, он связан только с необходимостью людей «делать вещи иначе». Мне хотелось бы верить, что наш рост связан именно с этим. А в случае с использованием краудфандинга как пути привлечения инвестиций, думаю, можно говорить о нем, как о потенциальном способе возродить рост экономик целых стран. Он делает инвесторами всех нас и каждого в отдельности, даже если мы не заседаем в советах директоров важных компаний, или не работаем на Уолл-Стрит.

Мы дрейфуем прямиком к новой экономике. Администрация президента Обамы в мае изменила законы в Штатах, чтобы приспособить инвестирование к краудфандингу. В Британии эта новая индустрия уже доказала свою эффективность после того, как правительство подвело под нее законодательную базу. Безусловно, такие изменения не из разряда простых, но, учитывая потенциал индустрии, они оправданы. Кроме того, эти страны не просто хотят воспользоваться возможностями краудфандинга – он им нужен. А как насчет остальной Европы? И Азии? Как насчет России?

Мы уже работаем над тем, чтобы появились Fondomat Russia и Fondomat China. Краудфандинг изменит бизнес, и это великолепно. Изобретатели, дизайнеры, артисты и музыканты уже открыли новый способ продюсировать и продавать без риска. Небольшие компании начали привлекать деньги, не опасаясь умереть однажды под гнетом долгов. Обо всем этом я уже писал, вы помните.

Но как же краудфандинг продолжит менять бизнес? Что дальше? Наверное, продолжится дальнейшее облегчение предпродаж и вхождение в акционерный капитал компаний? А как насчет того, что скоро все музыкальные альбомы и видео, все концерты, будут продюсироваться фанатами? Увидим ли мы – прошу прощения у Ричарда Бренсона – смерть звукозаписывающих компаний? Возможно, краудфандинг приблизит и намного более важную революцию – я имею ввиду систему образования. Как насчет краудфандинг-школ, а?

Мало что можно утверждать с уверенностью в этом мире, и развитие краудфандинга это только подтверждает. Поживем – увидим, но, похоже, на этом пути нас ждет немало сюрпризов. У нас в Fondomat краудфандинг означает постоянную эволюцию. Эволюцию, зачинатели и движители которой, – наши пользователи и доноры. Американский поэт Уолт Уитмен однажды сказал, что для того, чтобы были великие поэты, нужна великая публика. Аудитория нашей индустрии становится все больше, и именно поэтому «поэзия» краудфандинга тоже становится все лучше.