24 Июня 2016 / Мнение

О RISE – крупнейшей технологической конференции Юго-Восточной Азии 

Автор: Ольга Маслихова
О RISE – крупнейшей технологической конференции Юго-Восточной Азии
Последние дни прошлого месяца команда Phystech Ventures провела на технологической конференции в Юго-Восточной Азии – RISE в Гонконге. Ольга Маслихова, управляющий партнер Phystech Ventures, рассказала о своих впечатлениях.

Сначала немного общей статистики. RISE 2016 – это более 8000 человек из 88 стран (забавно, учитывая известную любовь к восьмерке в Азии).  Это 220 спикеров на 5 сценах, 400 инвесторов и выставка из 435 стартапов (350 из них – проекты на совсем ранней стадии ALPHA, 50 уже более развитые BETA и 35 зрелые стартапы категории СТАРТ).

Организация. Конференции всего второй год, но уровень организации – очень хороший. Что, впрочем, неудивительно, так как ее делает та же команда, что и крупнейшую европейскую техническую конференцию Web Summit. Время начала и окончания всех секций на всех пяти сценах соблюдалось минута в минуту, логистика продумана до мелочей, грамотно организованы рабочие зоны СМИ, инвесторов, бизнес-гостей, качественные офлайновые мероприятия за рамками выставочных часов, удобное приложение для общения с участниками. Единственное, что явно не вписывалось в общую концепцию – контраст кэшевых платежей с технологичностью конференции. Мы ожидали чего угодно – Apple Pay, PayPass, Stripe, любых навороченных fintech-платежей, возможности защищенных транзакций через мобильное приложение конференции, а по факту нигде – ни на конференции, ни на площадках рядом с ней – нельзя было заплатить даже банальной кредиткой. 

Из интересных находок.  Менторские часы – около 400 встреч между стартапами и профессионалами из крупных компании и vc, Office Hours – 720 встреч, заранее организованных инвесторами с наиболее интересными им стартапами и даже 2 стартап-парома для нетворкинга в неформальной обстановке  и 10 Tesla, катающих по городу инвесторов и подсаживающиеся к ним на 30 минутный  pitch&drive стартапы. Продуктивными были закрытые speakers nights – ужины, на которых общались инвесторы и состоявшиеся крупные предприниматели. Особая ценность этих встреч в том, что все эти люди много лет работают в Азии и обладают большой бизнес- и технологической экспертизой на рынке. 

Контент. Конференция интересна не только и, может быть даже, не столько выставкой стартапов, сколько сильнейшей программой. Тот редкий случай, когда из пяти сцен ни одна не уступала по качеству контента главной. Пожалуй, самое важное отличие от многих мероприятий подобного рода – выступления носили практический характер: спикеры давали интересные цифры по разным бизнес-вертикалям, прикладную информацию о ведении бизнеса в регионе, делились рабочими кейсами. Например, запомнилось выступление Grab, ведущего в ЮВА такси-агрегатора. Они рассказывали, как в условиях cash based economy, где только 5% платят картами, сделали ставку на кредитование водителей и кэшевый сервис, тогда как Uber пытался быть сетью и развивать бренд. И выиграли. Другой их успешный опыт – выход на рынок Северной Америки, где была выбрана модель value added партнерства: используя собственный бренд, Grab сотрудничает с активными локальными сервисными компаниями, которые уже имеют все разрешительные документы на предоставление подобных услуг.

Атмосфера. Мероприятие, действительно, собирает очень качественную аудиторию. Было много компаний, ведущих бизнес в регионе, и это очень полезные знакомства. Стартапов море. Поразило большое количество мотивированных и уверенных в своих продуктах предпринимателей. Иногда они питчили с совсем уж смелыми технологиями типа «умного чайника», но неизменно – с огромным энтузиазмом и абсолютной уверенностью в успехе.

Стартапы. Это не первый наш опыт активной работы с местными технологическими компаниями, так как Phystech Ventures стратегически сфокусирован на рынках Юго-Восточной Азии. Поэтому мы уже имели определенные представления об уровне и специфике местных предпринимателей и разработок, и в целом конференция эти представления укрепила. В отличие от России, здесь не стоит искать прорывные технологии. Сила местных компаний – в другом. Говорят, во времена золотой лихорадки больше всех заработали вовсе не золотоискатели, а китайцы, которые занимались стиркой их одежды. Эта параллель приходит в голову, когда видишь, как умело местные компании развивают свои бизнесы, создавая не big idea, а инструменты вокруг нее. Например, вокруг модной темы с блокчейнами. В основе многих успешных проектов часто может лежать совсем простая идея и не самая сложная технология, и тем не менее, они успешно стартуют и очень быстро достигают отличных результатов.

Phystech Ventures участвовал в инвесторских office hours и судействовал на питч-сессиях, и в обоих случаях было интересно, потому что в большинстве своем стартапы говорили очень предметно. Например, были любопытные примеры применения технологий для того же блокчейна и в области кибербезопасности.

Пара слов о самих выступлениях. Порадовало, что местные компании фокусируются на самых перспективных, на наш взгляд, технологиях – IoT, conneted platforms, EduTech. Выступали ребята убедительно, демонстрируя хорошие презентационные навыки. При этом по совершенно непонятным причинам все совершали одну и ту же ошибку: фокусируясь на финансовой стороне вопроса (будущих планах, объемах инвестиций), очень мало внимания уделяли собственно продукту и команде, которая за ним стоит. У трети выступавших про команду вообще не было сказано ни слова, у кого-то были лишь общие слова. А вместе с тем, на ранней стадии жизни проекта самое важное – это, конечно, продукт и кто его делает, насколько сложна и уникальна представленная технология, которая выходит на уже развитые рынки. По этой причине дать проектам объективную оценку было крайне сложно.

Зачем вам RISE, если вы не стартап и не vc?

Для развития бизнеса многих российских ИТ компаний Юго-Восточная Азия в последнее время приобрела стратегическое значение. Если вы – компания с прорывным продуктом и качественной экспертизой, то RISE – то speaking opportunity и отличная площадка для коммуникации не только с аудиторией конференции, но и с рынком. Организаторы заявляли о 500 ключевых международных сми, которые освещали происходящее. Так оно и было – здесь работали ведущие журналисты, которые пишут о регионе в Bloomberg, ChannelNews Asia, Financial Times, Reuters, Forbes, Wall Street Journal, Nikkei, WIRED и в десятки ведущих региональных СМИ. И этой возможностью прекрасно воспользовался, например, Acronis. Вообще же в программе конференции выступали всего две российские компании, и это, конечно, очень мало.
А также:
«Ваша задача – нащупать ZOPA»

23.04.2017

«Ваша задача – нащупать ZOPA»

Автор / Алексей Горячев

Tesla существует только на голом энтузиазме

18.04.2017

Tesla существует только на голом энтузиазме

Автор / Константин Синюшин