5 Июля 2016 / Мнение

Зачем ИТ-компаниям университеты 

Автор: Виктор Никитин
Зачем ИТ-компаниям университеты
Директор научно-образовательных программ Parallels, к.т.н. Виктор Никитин объясняет, зачем ИТ-компаниям сотрудничать с вузами.

Сегодня российские вузы набирают 42 тысячи студентов на ИТ-специальности в год. Много это или мало, особенно в сравнении с другими странами, вопрос дискуссионный. Куда острее, на мой взгляд, стоит проблема качества подготовки молодых специалистов.

У нас очень развита академическая составляющая в учебном процессе, математика, комбинаторика, алгоритмика, при этом формированию навыков создания удобных в использовании ИТ-продуктов уделяется второстепенное значение. Но продукты должны красиво выглядеть, быть интуитивно понятными и простыми в использовании. Эти факторы в конечном итоге определяют коммерческий успех на рынке. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не все разработчики в полной мере разделяют эту точку зрения. Частично это связано с особенностями их подготовки и факторами внешней среды. Там, где нет понятий «сервис», «культура» и «удобство обслуживания», прививать подобные ценности проблематично. Отсюда всевозможные «костыли» и «временные решения» при старте коммерческих продуктов. В 1988 году Дональд Норман написал книгу «Дизайн привычных вещей» (The Design of Everyday Things). Эта работа, описывающая принципы создания удобных повседневных вещей, актуальна по сей день. Эргономика – крайне важный аспект, поскольку именно она позволяет программистам на всех уровнях создавать удобные и ориентированные на конечного пользователя сервисы и решения. 

Раньше в вузах была хорошая система, которая называлась «базовая кафедра, базовое предприятие», когда студент после младших курсов попадал в среду передовых исследований и реального производства. Это давало совершено другой уровень специалиста на выходе из вуза. Человек после выпуска был способен достаточно быстро приступить к работе. Современный студент зачастую не готов к тем задачам, которые ставит перед ним современный бизнес. Так в нашей компьютерной сфере он не понимает сложного промышленного программирования и в лучшем случае участвовал в небольшой команде, которая писала несложные приложения. Другая проблема состоит в том, что в перечне специальностей, утвержденном Министерством образования Российской Федерации, существует несоответствие реальным профессиям в индустрии информационных технологий. Очевидно, что архаичная система образования не успевает за динамичной ИТ-отраслью. Десять, двадцать, тридцать лет назад слово программист объединяло в себе все, что так или иначе было связано с компьютерами, системами связи, программированием и так далее. Сейчас же все очень быстро развивается. Огромное количество технологий появляется каждый день. Что-то появляется, что-то умирает достаточно быстро. Цикл порой может быть в год-два. Например, с точки зрения пользовательского опыта или web-технологий, то что сейчас считается мейнстримом, через три года может быть никому не нужно. Именно поэтому ждать, что в классическом вузе кто-то из представителей профессорско-преподавательского состава внезапно начнет читать практический цикл лекций по программированию на Objective-C и Cocoa Frameworks, а уже в следующем семестре обратит внимание на производительность современных файловых систем маловероятно. Подобные кульбиты обычно требуют большего времени и согласований. Так на выходе получается, что согласованная учебно-методическая программа устаревает еще в процессе ее согласования.  

Поэтому, например, мы у себя продолжаем традиции подготовки ИТ-специалистов на базе собственной базовой кафедры «Теоретическая и прикладная информатика» в МФТИ. Стоит отметить, что система базовых кафедр заложена в МФТИ с самого его основания. На первых двух курсах идет глубокая фундаментальная подготовка студентов, а с весеннего семестра третьего куса часть занятий (до двух дней в неделю) проходит на нашей базовой кафедре. Главное в этой системе то, что студенты получают уникальный опыт использования теоретических знаний на практике. Наша цель утилитарна – подготовка будущих суперкадров, готовых сразу после университета решать высокоуровневые практические задачи. Т.е. не просто разработчиков способных реализовать проекты, а управлять ими: изучать рынок, создавать востребованные пользователям продукты и функции. При этом, у нас нет задачи обучить тысячи студентов. Наш московский центр разработки насчитывает несколько сотен человек. В год нам требуются несколько десятков новых специалистов. В итоге мы отбираем лучших из лучших. Тем отрадней, что после обучения 80% стажеров остаются у нас. При этом мы не просим подписывать никаких «кабальных» соглашений. Решение остаться работать в компании по итогам обучения на нашей базовой кафедре студенты принимают самостоятельно. 

В этом плане МФТИ правильное место, место силы. Но Физтех — не единственный вуз, с которым имеет смысл сотрудничать. Например, у нас  есть лаборатории в Санкт-Петербургском академическом университете, МГТУ имени Баумана и вскоре появится в Таллиннском техническом университете. Всего в работе лабораторий участвуют около 100 студентов. 

Но на создание таких же базовых кафедр, как в Физтехе, требуется немало ресурсов. В первую очередь человеческих, так как студентам преподают ведущие разработчики компании, главная задача которых — выпускать новые продукты.
 Почему это непросто? Дело в том, что компетентных, профессиональных, а иногда и попросту ключевых сотрудников приходится отрывать от основной работы, от коммерческих проектов компании. К тому же им приходится одновременно совмещать основную и преподавательскую деятельность, которая тоже требует от них времени и ресурсов.
 Но несмотря ни на что мы параллельно с основной работой ведем уникальные для России дисциплины: основы виртуализации, работу с ядром Linux и операционными системами, а также многое другое, руководим научно-исследовательскими проектами студентов (НИОКР). 

При этом ИТ-компании сейчас отнюдь не стремятся конкурировать с системой высшего образования. Напротив, они дополняют ее, расширяя практические навыки будущих специалистов, привнося актуальные знания и технологии, за которыми порой не успевает классическое образование. Это позволяет делать нынешних студентов более конкурентоспособными на рынке труда.