24 Августа 2016 / Мнение

8 знаков того, что стартап наконец созрел для PR 

Евгения Колобухова Автор / Евгения Колобухова
Евгения Колобухова – CEO Коммуникационного агентства А-ТАК.
8 знаков того, что стартап наконец созрел для PR
Генеральный директор коммуникационного агентства А-ТАК Евгения Колобухова объясняет, как понять, что PR может помочь стартапу именно сейчас. 

Два года назад я подняла тему, казалось бы, противоречащую самой идее нашего бизнеса – когда стартапам PR не нужен. Я по-прежнему вижу, что начинающие бизнесмены часто спешат с выходом на публику, не доработав продукт и не имея представления о его аудитории.

Однако как понять, что этот водораздел пройден? По каким признакам определить, когда настало время для PR? Если вы поставили галочку рядом хотя бы с одним из 8 пунктов из этой колонки, PR действительно может принести пользу вашему бизнесу.

1. О вас не знают

Вам приходится начинать деловые встречи с тридцатиминутного рассказа о себе? Вас переспрашивают, когда вы упоминаете свою компанию? Название стартапа не вызывает никаких ассоциаций у потенциальных партнеров или инвесторов? Тогда это ваш случай.

Основатель стартапа в сфере недвижимости поделился с нами, что после начала PR-кампании отпала необходимость начинать каждую бизнес-встречу с аргументации, почему они достойны этой встречи и кто вообще они такие. Собеседники сами узнавали о компании перед встречей – из СМИ.

2. О вас не знают, но хотели бы узнать

Иногда, особенно на ранних стадиях, стартапу лучше оставаться ниже радаров. Однако когда про вас не знают, и именно от этого страдает ваш бизнес – это уже типичный симптом дефицита узнаваемости, который может решить PR.

Однажды к нам пришел стартап в сфере кроссграничной торговли. Пришел он именно с такой проблемой – когда о них узнавали, то непременно покупали и чаще всего оставляли положительные отзывы, но каждый раз они слышали одно и то же: «Где же вы были раньше?», «Почему мы о вас не знали?», «Почему вы о себе не говорите?»

3. Вы создали новый для рынка продукт

Еще Стив Джобс говорил, что нужно не идти за спросом, а создавать спрос. Если у вас есть принципиально новый продукт или услуга, а покупатель не знает, что такое вообще бывает, если вы делаете что-то первыми, это хороший повод заявить о себе, не стоит его упускать.

Некая интернет-компания создала круглосуточный колл-центр. Изначально идея инициатора была воспринята менеджментом скептически, оказалось не так много звонков и нововведение посчитали неудачным бизнес-решением. Однако через некоторое время круглосуточные колл-центры открылись в «Яндексе» и в Google, - с большим вниманием СМИ и блогеров. Стоит ли говорить, что скептики изменили свое мнение? 

4. Вы в активном поиске инвесторов

Здесь мы говорим об этапе роста и расширения бизнеса, когда ему нужны инвесторы и стратегические партнеры. Получив упоминания в авторитетных СМИ, знакомясь лично с журналистами, мелькая в повестке дня, вы попадаете в поле зрения людей, которые могут сыграть ключевую роль в развитии вашего проекта. Так, например, публикация в деловом издании помогла одной компании в продвижении своей технологии на уровне министерства финансов.

5. Вы получили инвестиции

Получение финансирования – это один из самых знаменательных моментов для стартапа. Это один из немногих громких инфоповодов, который интересен всем и который многие не используют должным образом – например, сообщают в своем фейсбуке или в непопулярном издании. 

Мы наблюдаем, как блестящие российские команды получают признание в тусовке, внимание крутых менторов и хорошие инвестиции. При этом они упускают шанс попасть на обложку хорошего издания. Они вспоминают об этом через несколько месяцев, когда поезд уже ушел – новостной повод потерял актуальность и шансы на внимание журналистов. 

6. Вы хотите в корпорацию

Инвестиции и самостоятельность – это неплохо, но ситуации бывают разные. В какой-то момент вы можете понять, что стартап – это трудно, дорого и вообще не для вас. Однако вы прекрасно понимаете ценность своих технологий, ноу-хау или собственных навыков и экспертизы на рынке.

Если вы не исключаете для себя трудоустройства в корпорации или развития своего бизнеса в рамках более крупной компании, PR поможет вам позиционироваться как эксперту, «подсветит» ваши достижения, опыт и знания, наконец, позволит добавить красивую строчку в резюме.

7. Вам нужен новый канал продвижения

Распространенная ошибка фаундеров – понимать под PR продвижение в целом и ставить нерелевантные задачи. «Я создал продукт, а ваша работа – привести мне клиентов и обеспечить продажи», «протестируйте мне продукт на целевой аудитории», «мне нужно набрать первичных лидов», вот примеры задач, для которых PR –  это слишком долгий, дорогой и рискованный путь. 

Добросовестный пиарщик вряд ли возьмет на себя ответственность за такие задачи – что скорее всего вызовет волну критики со стороны клиента: «Не можете? Значит, вы не профессионалы – с нормальными связями я и сам все могу». Однако если у вас уже есть продукт, продажи, маркетинг, все работает и вы ищете новый канал общения с аудиторией, тогда стоит задуматься о PR.

8. Вас неправильно понимают

Медиасреда – непростое поле для конкурентной борьбы: кто первый сказал – тот и прав. Если вы считаете, что ваш продукт, компания в целом или публичные заявления могут быть неверно истолкованы, PR-специалист может проанализировать и предупредить такие ситуации. 

Если не очевидно, где оно – нужное время для начала PR-кампании, ищите баланс. Две крайности – бежать впереди паровоза и ждать, пока за тебя скажут конкуренты. И то и другое придется исправлять временем, нервами и деньгами.