14 Октября 2016 / Мнение

Мессенджеры: от общения к монетизации 

Автор: Дмитрий Золотухин
Мессенджеры: от общения к монетизации
Дмитрий Золотухин, исполнительный директор компании «Алоль», написал для Firrma колонку, в которой рассказывает о тенденциях в развитии большинства крупных мессендежеров планеты, а также говорит о перспективах этого сектора в России. 

По прогнозу Radicati Group аудитория мессенджеров к 2019 году составит более 50% населения планеты - 3,8 млрд пользователей. Миллиардные инвестиции позволяют мессенджерам выйти за рамки бесплатного приложения для общения, предложить новые модели потребления и даже создать новые рынки. Работая над собственным проектом, шопинг-мессенджером “Алоль”, мы активно наблюдали за развитием рынка и выделили несколько векторов эволюции мессенджеров. Мы расскажем о них на примере наиболее ярких проектах с коммерческой точки зрения - Facebook Messenger, WeChat и Line.

Facebook Messengerмессенджер как чат-бот платформа
В 2016 году аудитория Messenger достигла отметки в 1 млрд пользователей. Тем не менее его доход на сегодняшний день равен нулю. Марк Цукерберг рассматривает мессенджер как платформу, которая в будущем заменит магазины приложений, а приложения заменят чат-боты компаний. Такая механика даст возможность мессенджеру стать частью потребительского рынка и быть посредником между брендами и пользователями. 

Перспективы: мобильная коммерция в мире растет на 42% в год и в США составит 50% от ecommerce рынка по итогам 2017 года. При этом AppStore в США превращается в кладбище заброшенных приложений – 50% пользователей не устанавливают в месяц ни одного приложения. Мессенджеры могут стать хорошей альтернативой приложениями и сделать покупки с мобильных удобнее для пользователей. 

Сложности: Facebook Messenger хочет стать монополистом рынка чат-ботов. Это открывает большие перспективы, но в тоже время ставит развитие бизнесовой составляющей Messenger в зависимость от технологии и сторонних разработчиков. Успех Messenger напрямую зависит от того, насколько востребованные и применимые к рынку чат-боты будут появляться на рынке.

WeСhat – мессенджер как образ жизни
По итогам второго квартала 2016 ежемесячная аудитория китайского мессенджера достигла 806 млн человек. Стратегия компании “всё в одном приложении” оказалось успешной: в 2015 WeChat сгенерировал оборот около 1,8 млрд долларов и стал лидером по коммерческой составляющей среди мессенджеров. 

Перспективы:
Около 50% дохода WeChat приходится на продажу игр. В 2015 году WeChat начал продавать рекламу. Но наибольшие перспективы для монетизации открывают платежные переводы и ecommerce. WeChat уже объединяет 10 миллионов китайских компаний из различных сегментов: от городского транспорта до доставки еды и продажи контента (игр, музыки и т.д.). Мобильная коммерция в Китае более развита, чем на Западе ввиду того, что здесь многие пользователи миновали эпоху Beба и сразу вступили в эру мобильного интернета. Поэтому у компании есть все шансы масштабировать модель потребления товаров и услуг через мессенджер и нарастить оборот в 2,5 раза в ближайшие 5 лет .

Сложности: 
Основная проблема WeChat в том, что ему не удаётся выйти за пределы Китая. Шанс расшириться на иностранные рынки как мессенджер WeChat уже упустил: сложно конкурировать с глобальными лидерами (FB, Viber, Whatsapp, SnapChat) и сильными локальными игроками (Line, Kakao Talk, и т.д.). 

LINE  монетизация эмоций
Если у WeChat только 5% пользователей платят за стикеры, то у японского-корейского Line стикеры - лицо продукта и второй источник дохода после игр (около 25% оборота). Аудитория Line 560 млн пользователей, приложению удалось выйти за рамки Японии  (около 10% аудитории). Также как и в Китае были особенные условия для развития WeChat, культурная среда Японии с её любовью к мультипликационным персонажам позволила Line создать новый рынок торговли стикерами и масштабировать его с помощью мессенджера. Один миллиард - кол-во стикеров, которые отправляют пользователи ежемесячно пользователи Line.

Перспективы:
Кроме продажи стикеров Line зарабатывает на рекламе (22%)  и играх (40%). Внедрение платежной системы LinePay поможет мессенджеру составить конкуренцию WeChat за звание lifestyle приложения и зарабатывать больше на денежных переводах и ecommerce. 

Сложности: 
Стикеры, обеспечившие сумасшедший успех Line в Азии, вряд ли смогут помочь ему в экспансии на Запад, где эмоциям предпочитают рациональную выгоду и безопасность, а Telegram предлагает стикеры бесплатно.

Как дела в России? – «свой путь»

В России мессенджерами пользуется около 60 млн человек. Более 50% аудитории делят между собой Viber и Whatsapp. Доля Telegram, который можно пусть и с натяжкой назвать «российским» составляет примерно 1,3%.

Если российским разработчикам удалось поймать волну социальных сетей и запустить Вконтакте и Одноклассники, то на рынке мессенджеров сильного локального игрока не создали. 

Сегодня запускать в России «классический» мессенджер для общения пользователей нет смысла – этот рынок уже сформирован. Поэтому мы решили создать мессенджер, который станет экосистемой для взаимодействия пользователей и компаний. Направление conversational commerce в мире только зарождается и в России есть все предпосылки, чтобы продукты на стыке мобильной коммерции и разговорных интерфейсов (мессенджеров) были успешными: 

1. Россия занимает 5 место в мире по количеству пользователей смартфонов. В 2018 году кол-во пользователей достигнет 76 млн (более 50% населения). 
2. Аудитория мессенджеров в России 60 млн пользователей. Пользователи привыкли общаться и обмениваться информацией в мессенджерах. 
3. Мировой кризис моно-продуктовых коммерческих приложений актуален и для России, где пользователи предпочитают приложения для общения, развлечений и функциональных приложений.
4. На российском рынке нет сильной конкуренции в области разговорной коммерции, как со стороны локальных компаний, так и со стороны иностранных игроков. 

Комментарии