5 Декабря 2017 / Мнение

Как успевать за технологиями 

Автор: Виктор Осыка
Как успевать за технологиями
Виктор Осыка, associate в венчурном фонде Almaz Capital, написал о трех факторах развития технологий, которые необходимо отслеживать. 

Успевание за технологиями – вне зависимости от стадии создания и распространения технологии по цивилизации (фундаментальная наука, прикладная наука, инжиниринг технологии, коммерциализация в виде бизнеса, масштабирование стартапов, создание кластеров или целых отраслей), сводится к трем ключевым компонентам:
1. Отслеживание состояния мира про фронтир и как именно наступает будущее.
2. Выявление самых талантливых людей, которые будут этим заниматься.
3. Аллокация ресурсов для инвестирования, чтобы быть в игре.

Отслеживание состояния мира требует многих вещей.

С одной стороны, требуется много времени, ибо цивилизация создала множество областей, сфер, отраслей, и при этом каждую из них углубила, и потом еще и перемешала все их между собой за счет междисциплинарности. Мир развивается как сеть агентов, преследующих свои активности на основе накопленного багажа своих мемов и на основе постоянно поступающих им новых мемов от других агентов. В этом плане вселенная очень забавна – она не знает саму себя, не знает свое будущее (кроме совсем краткосрочных горизонтов, а чем дальше – тем больше будущее расплывается в неопределенности). Вселенная на ходу продуцирует себя, ее трудно предсказать, однако в технологическом будущем можно участвовать.

Тем не менее, текущие более краткосрочные тенденции и их хотя бы теоретически возможные долгосрочные последствия осмысляются в своих вертикалях и областях знаний талантливыми людьми по всему миру. Часть из этих людей не успевает публично озвучивать свое мнение – ибо слишком увлечена своей деятельностью – и тогда таких людей можно привлекать в качестве экспертов, работать с ними адресно. А часть этих людей, наоборот, легко и регулярно делится видением в публичных медиа, в блогах, книгах, выступает на конференциях и т.п. В обоих случаях требуется специальная работа по выявлению таких людей – биологических агентов, направляющих свой уникальный генетический setup/архитектуру мозга и предыдущую траекторию осмысления потока мемов на contribution в текущее цивилизационное пространство мемов своих chunks of thinking. Когда перечень таких opinion leaders, релевантных для вас, сформирован, можно начинать их регулярно отслеживать.

Важный момент – всегда будут параноики с negative thinking, их мнение надо аккуратно фильтровать. Например, Ник Бостром (Nick Bostrom) и Илон Маск нагнетают про опасность AI, настолько нагнетают, что Эндрю Ын (Andrew Ng) недавно сказал «я не выступаю перед Конгрессом США про проблему перенаселенности Марса». Все наше существование, вся история Земли и предшествующая история вселенной говорят нам, что будущее в целом становится дальше все более и более хорошим, и прагматично-рационально, и метафизически. Вселенная сама себя улучшает, пусть и непредсказуемой траекторией.

Помимо общения с такими умными людьми требуется еще и собственное осмысление происходящего. Требуется междисциплинарный синтез. Требуется задавание себе правильных вопросов систематическим образом. И попытка ответить на них. Нужно прилагать большие усилия, чтобы отклоняться от cognitive bias “почему это не получится” и прилагать mentally computationally expensive effort “а что из этого всего может реализоваться?”. Такую процедуру нужно делать регулярно, и тогда ваш мозг, или коллективное сознательное вашей организации, начнет получать обратную связь от реальности - что сбылось, а что нет. Все это будет стремительно калибровать вашу картину мира, процедуры по ее апгрейду, и “в тумане войны” вы начнете понемногу различать зыбкие контуры возможного.

Другим направлением приложения усилий является поиск правильных людей, кто будет помогать технологическому будущему наступать. Выявление талантливых людей, наверное, одна из самых сложных задач в любой области деятельности. В общем виде задача так или иначе редуцируется и сводится к оценке для себя: а насколько эти люди исключительны и насколько они, вообще говоря, gonna die for their dreams?

Это простой вопрос со сложным ответом. Чтобы отвечать на него лучше и лучше, в целом и в общем требуется наращивать выборку людей, которых оцениваем, и наблюдать за ними. Это, опять же, порождает магическую самоусиливающуюся со временем цепочку обратной связи опыта, который накапливается в наших нейронных системах на аминокислотах. И мы иногда можем увидеть какого-то человека в первый раз, пообщаться с ним, но уже почувствовать, что за ним есть что-то большое. Что, возможно, ему суждено сыграть свою роль во Вселенной более значимо, чем среднестатистическому человеку из его выборки. Мы все время наблюдаем технологических предпринимателей и их топ-менеджеров, тысячи за год, и калибруем нашу способность оценивать людей. Вспоминается пример, как Скотт Макнили, со-основатель Sun Microsystems, выписал чек основателям Google просто пойдя в машину за чековой книжкой после разговора с ними.

Аллокация ресурсов – это тоже сложный вопрос. Проще, чем две задачи выше, но все равно сложный.

Понимая правильные направления действий, понимая что люди которым мы даем деньги – очень, безумно талантливые, мы все равно не можем нивелировать риск всего происходящего в мире (помним: мир – это сеть агентов со своими активностями). Поэтому аллокация ресурсов, в том или ином виде, редуцирует все к квази-дарвиновскому естественному отбору. Венчурные инвесторы вкладывают немного на этапе идеи, а затем докладывают все больше и больше по мере роста успешных компаний дальше и их отрыва от начальной когорты. Еще мир устроен таким образом, что капитала в мире избыток, и поэтому в по-настоящему крутые вещи в мире выстраивается очередь желающих вложить. Чтобы быть в игре, с одной стороны надо иметь репутация игрока в данной области, а с другой, по-видимому, нужно уметь раньше выстраивать партнерские отношения с такими высокопотенциальными людьми.

Также, аллокация ресурсов требует, чтобы все участники процесса были заинтересованы, подсознательно, биологически. Именно поэтому на каждом раунде инвестиций в США выпускается пул опционов для сотрудников на 10-20% от компании. Чем более люди сопричастны, тем больше они сознательно и подсознательно вносят вклад в успех всего мероприятия.

Оригинал
Комментарии