19 Декабря 2016 / Мнение

Корпорации? Просто вы не умеете их готовить 

Дмитрий Фалалеев Автор / Дмитрий Фалалеев
Издатель и главный редактор проекта Firrma.
Корпорации? Просто вы не умеете их готовить
Издатель Firrma Дмитрий Фалалеев по итогам Tech Days считает, что корпорации наконец готовы повернуться к стартапам лицом.

Все, кто вовлечен в тему стартапов, знают, что главная боль российского венчура – это «выходы». Точнее – то, что их почти нет. Вот уже пять, а то и больше лет, на любой конференции для венчурных капиталистов есть секция, в которой те жалуются на то, что корпорации не покупают у них стартапы. «Нет стратегов», сокрушаются они и задают безответные вопросы «Яндексу» и Mail.Ru. Но как раз ИТ-корпораций на таких мероприятиях обычно не бывает – им действительно не особо интересна эта тема, – поэтому жалуются инвесторы преимущественно друг другу. Но проблема и правда большая – пока большой бизнес не станет покупать венчурные проекты, жизнеспособность этого рынка вообще под вопросом. Ну то есть его, наверное, тогда попросту не будет.

В Кремниевой долине стратеги любят искать технологические разработки на стороне: рынок венчурных M&A-сделок исчисляется сотнями миллионов долларов. Google, Facebook и Amazon «проглатывают» стартапы буквально десятками. По грубым подсчетам, с 2001 года тот же Google приобрел 190 молодых компаний. А как ведут себя наши ИТ-лидеры? Возьмем прошлый год, который был ровным, средним по всем показателям. Yandex – 3 покупки, 1С – 4, Rambler – 4, QIWI – 4. Всего же в прошлом году было 27 выходов. Негусто. А те, от кого ждут покупок, все так же их не планируют. Кроме QIWI, у которой даже есть корпоративный фонд – но одной корпорацией рынок не прокормишь. На недавнем закрытом мероприятии для инвесторов вице-президент одной из крупнейших интернет-компаний (вы точно ее знаете) заявил, что никакой специальной стратегии по покупкам стартапов у них нет, а приобретали они их почти случайно.

И все это при том, что несчастных ИТ-стратегов окучивают уже несколько лет: венчурные капиталисты, институты развития – и даже стартапы в меру своих сил. И все равно скромные 27 выходов. Нашим ИТ-лидерам наши ИТ-стартапы не особенно интересны.

Но, возможно, именно сейчас тот момент, когда стартапам нужно напрячься и «питчить» корпорации что есть сил. Сегодня на пороге реального интереса большого бизнеса к технологиям, инновациям –  и хорошим стартапам как части этого мира. 

Для начала пора прекратить приставать к ИТ-лидерам – у «Яндекса» и Mail.Ru явно собственное понимание мира. Но есть так называемые «реальные индустрии», которые традиционно воспринимаются как сложные – к ним идут в последнюю очередь. А во всем мире эти суровые ребята интересуются новыми технологиями не хуже Google и Amazon. Скажем, в топ-10 крупнейших корпоративных фондов от PitchBook «чистых айтишников» всего два, это Google и Intel. Остальные – фонды Novartis (фарма), Qualcomm (средства связи), GE (техника и инженерия на любой вкус), Comcast (медиа), Johnson & Johnson (фама, потребительские товары и т.д.), Tengelmann (ритейл), Samsung (девайсы на любой вкус), Siemens (технологии и инженерия). То есть более чем самые суровые ребята. И сегодня наши реальные индустрии тоже начинают испытывать интерес к технологиям и стартапам. 

На самом деле явно виден этот тренд стал только в этом году. Пару подтверждений из собственного опыта. В сентябре мы начали делать Tech Days – просветительские мероприятия про инновации и стартапы для «тяжелых» индустрий: агро, энергетика, металлургия. Дело нужное, но особых иллюзий не было – если «просветленные» интернет-компании не горят желанием, то с чего бы более консервативным «реальным бизнесам» всем этим сильно интересоваться. Ждали, что придет пара-тройка уже известных нам «подвижников» плюс здорово если удастся вовлечь несколько новых компаний на уровне среднего менеджмента. Результат: в агро позицию индустрии озвучивал СЕО «Русагро» Максим Басов, в энергетике – СЕО «Евросибэнерго» Вячеслав Соломин. Обе – крупнейшие частные компании в своих индустриях. Послушать пришло по несколько десятков людей второго-третьего уровней принятия решений: вице-президенты, директора, начальники управлений. Общий посыл такой: есть интересные стартапы? Приходите, будем смотреть. Похожее ощущение оставляет стартап-акселератор GenerationS – много крупных промышленных компаний, которые представляют не как раньше линейные менеджеры, от которых ничего не зависит, а люди по крайней мере в статусе директоров. СУЭК, ИЭСК, Красцветмет, Мортон, ЭФКО и др. Они непохожи на тех, кто будет изображать игру в стартапы – зачем им это? 

Просто сложилось наконец несколько серьезных факторов.

Первый и главный – люди. Те самые линейные менеджеры, которые интересовались технологиями и стартапами пять лет назад и безмолвно сидели в стартап-конкурсах, не обладая ресурсом, чтобы хоть как-то продвигать идеи в компаниях, выросли наконец по карьерной лестнице и стали теми, кто решение принимает: начальниками управлений, департаментов. Теми, кто делает бизнес. Вот что говорит Максим Басов из «Русагро»: «1,5-2 года назад мы решили, что нам нужно потратить какое-то время на изучение технологий. Мы подумали, как это правильно организовать. В итоге мы отказались от корпоративного венчурного фонда, от создания крупнейшего в мире агрофонда с нашими американскими и израильскими партнерами, отказались от позиции «руководитель инноваций» в «Русагро», от должности руководитель по науке «Русагро». Мы ищем людей, которые непосредственно будут отвечать за технологии в компании». Людей, а даже не технологии в первую очередь.

А еще параллельно идет процесс передачи власти в семейных бизнесах – старящиеся и устающие отцы постепенно передают его детям. Тем по 25-30 лет, они закончили хорошие мировые университеты и у них есть и интерес к технологиям, и понимание, что без них конкурентные организации строить в современном мире нельзя. Так или иначе – бизнес идет в руки молодых, и для тех, кто делает инновации, это хорошая новость. После одного из упомянутых мероприятий на нас вышло сразу несколько таких топ-менеджеров-«детей» из сельского хозяйства, которые захотели познакомиться с перспективными отраслевыми стартапами. Откровенно говоря, они не готовы пока инвестировать ни свои, ни корпоративные деньги, но если их правильно вводить в тему, это лишь вопрос нескольких лет. 

Второй – жесткая конкуренция. Это относится не ко всем индустриям, но многим компаниям приходится довольно тяжко и дома, и в большом мире. Технологии и инновации для них это не красивые хакатоны, статьи об Илоне Максе и коворкинги, а вопрос эффективности. Например, для тех же энергетиков, у которых лишних денег нет и которые сильно зависят от тарифов. И если идея «зеленых технологий», такая привлекательная для стартаперов, для них бесполезна, то с теми, кто поможет снизить реальные издержки, они готовы вести серьезный разговор уже сейчас. Топ-менеджер «Росатома» Борис Максимов у нас был весьма предметен: «На текущий момент нас интересуют разработки в здравоохранении, экологии. Параллельно смотрим инновации, в том числе в энергетике. Смотрим проекты на стадии роста. Будем брать технологию и внедрять на одном из наших предприятий». Посыл куда уж яснее. 

Третий фактор для частных компаний – это реальное беспокойство о будущем. Агро-корпорации, которым государственные субсидии от программ импортозамещения позволили поднять голову, говорили нам открытым текстом: деньги у нас есть, мы готовы искать прорывные вещи, и уже ищем. «Сектор очень конкурентен. Мы вынуждены заниматься инновациями, чтобы продолжать существовать», признавался уже упомянутый Максим Басов. А один из топов-аграриев, например, говорит, что его знакомый венчурный фонд, инвестировавший исключительно в ИТ и гаджеты, открыл с/х-направление. Венчурные капиталисты – акулы с тонким обонянием и просто так деньги и внимание тратить не будут. А Басов лично, кстати, в этом году проинвестировал биотех-стартап. 

Хотя и не все так просто. «Тяжелые» индустрии пока только начали присматриваться к прорывным технологиям и вряд ли кинутся завтра покупать стартапы (что, однако, не мешает стать их партнерами уже сейчас). Но, что еще важнее, корпорации нужно научиться «готовить». Вот что говорит на Tech Days руководитель НИОКР корпорации «Интер РАО» Павел Архипов: «К нам приходили стартаперы, безусловно талантливые люди, предлагающие интереснейшие решения. Но задача у них была поставлена «с ног на голову». Надо было встроить либо этот стартап, либо его продукт в схему ценностей компании, но это было невозможно». И похоже, это открытка не только стартапам. На уже упомянутом в начале междусобойчике для инвесторов вице-президент крупного частного банка, который купил несколько молодых финтех-проектов у фондов, признался, что не увидел никакой added value от предыдущих инвесторов, а основатели стартапов смутно себе представляли, как работает крупная организация, и в итоге сделки шли довольно муторно. К тому же, финансисты теперь бояться убить купленные стартапы, а те внутри «привыкли делать все, что хотят». Возможно, просто частное мнение, но может, и звонок для индустрии: и для инвесторов, и для тех, кто готовит стартапы (акселераторы, инкубаторы и т.д.). В конце концов, как гласит одно известное изречение, «компании не продают, а покупают».

Так или иначе, впервые за долгое время для стартапов есть хотя бы одна приятная новость.

А также:
24 совета при переносе бизнеса в Лондон

20.01.2017

24 совета при переносе бизнеса в Лондон

Автор / Алексей Менн

Экономика частичного владения

20.01.2017

Экономика частичного владения

Автор / Аркадий Морейнис