30 Декабря 2016 / Мнение

Самые перспективные стартапы 2017 года 

Самые перспективные стартапы 2017 года
Firrma опросила экспертов венчурного рынка и представителей корпораций, чтобы узнать какие стартапы, по их мнению, будут иметь наибольшие шансы на успех в следующем году.

Надия Черкасова, член правления ВТБ24, инвестор краудфандинговой платформы Boomstarter

Американское бизнес-издание Bloomberg не так давно опубликовало фильм How to Build a Sovereign Tech Empire, Russian Edition («Как построить самостоятельную технологическую империю по-русски»). Журналист издания Эшли Вэнс совершил путешествие по России, чтобы рассказать о ключевых технологических компаниях страны. При разговоре о самых перспективных стартапах, принято ориентироваться на Кремниевую Долину. Но мир немного больше, чем США. 

Самые перспективные проекты в России и за рубежом следует искать в самых перспективных технологиях в 2017 году.

Если мы посмотрим на чат-боты и conversational economy, то увидим проект ManyChat, со-основателем которого выступает Микаэль Ян. ManyBot объединяет в себе не только тренд на создание ботов и персональных ассистентов, он ещё открывает возможность не подкованным технически людям сделать своего бота, не разбираясь в коде. Так, проект совмещает в себе два бизнес-тренда — упрощать создание технологических продуктов и сокращать издержки на клиентский сервис за счет создания атвоматизированных платформ.

Пока самыми яркими примерами внедрения нейронных сетей являются Prisma и MSQRD. Обе компании вошли в топ самых популярных приложений iOs и Android и несмотря на свою простоту использования, используют очень серьезные технологии обработки цифровых изображений.

Если говорить о VR\AR, то Pokemon Go, безусловно самый яркий пример AR-технологии. К концу 2016 года более 150 миллионов человек во всем мире загрузили приложение Pokemon Go. Самыми популярными запросами Google в 2016 году стали Олимпийские игры в Рио, Евро-2016, игра Pokemon Go и выборы в США.

Какие направления интересны банкам? Во-первых, разработки, направленные на оптимизацию процессов. B2B-проектов для банков запускается не так много. Логику стартаперов можно понять — B2C-модели, направленные на охват аудитории, кажутся более привлекательными. Но хочу отметить: B2B-проекты быстрее масштабируются и могут быть более коммерчески успешными: отработали с одним банком, дальше можно тиражировать свой продукт, развивать бизнес с другими участниками рынка.

Александр Чачава, управляющий партнёр корпоративного венчурного фонда LETA Capital

В РФ  складывается следующая ситуация: в стране по-прежнему много качественных разработчиков, при этом они стоят дешевле, чем США, Израиле, Китае и Индии. У нас жива идея software is eating up the world. Потому что софт-проекты делать наиболее перспективно — не так капиталоёмко, это могут быть как disruptive-стартапы (проекты, которые создают новый рынок), так и проекты в менее disruptive-сферах — ОTТ, SaaS, 3D. 

Сейчас фаундеры стали опытнее — кто-то поработал на Западе, кто-то поднял раунды на проекты здесь. Раньше у нас были только технологии на уровне. Сейчас уже уровень business development и предпринимательских навыков, и уже есть хорошие примеры, чтобы выходить за границу.
 
Для наших разработчиков в тучные годы выход за рубеж был не так очевиден. Сейчас многие больше готовы выходить за границу больше, и больше шансов стать интересной венчурной компанией.

Из конкретных стартапов я могу упомянуть компанию Bright box, в которых мы вложились.  Они делают платформы для connected car. Другая компания — Double Data, они продают программный продукт для анализа big data и скоринговых систем.

Если говорить про мир, то мы больше следим за проектами на поздних стадиях. Пытаемся понять, каким образом дать шанс конкурирующим с США российским компаниям, где у нас $2 млн долларов против их $100 млн долларов инвестиций.

Олег Кужиков, партнёр венчурного фонда Maxfield Capital
 
Мы следим за целым рядом компаний, и в России, и за рубежом. Если смотреть на область чат-ботов, то скажем, сценариев нишего применения ИИ сейчас достаточно. Например, проект x.ai, чей бот Эми, используя механизмы NLP, распознает текстовые сообщения, договаривается о встрече в переписке, и автоматически добавляет их в календарь, в случае если это подходит участникам беседы. Этот хороший пример тренда, когда технологичное решение позволяет убрать из цепочки процессов «посредников».

Другой проект, за которым мы тоже следим – это Enlitic. Компания занимается медицинской диагностикой с использованием машинного обучения. Система обрабатывает сканы снимков и пытается распознать опухоли и отклонения. Зачастую у неё получается это сделать лучше, чем у врачей.
 
Drive — искусственный интеллект для самоуправляемых авто. Здесь важно отметить, что автомобили обучаются не только распознавать объекты, но они ещё и учатся принимать решения, как себя вести в аварийных ситуациях. Первые приложения будут в области публичного транспорта, райдшеринга и такси.
 
Нельзя не отметить и область информационной безопасности. Гаджеты становятся повсеместными, количество данных растет, и их защита становится все более актуальной задачей.
 
Мы наблюдаем за CybelAngel. Это проект в сфере кибербезопасности, который мониторит DarkNet (неиндексируемые страницы в сети, совокупный объем которых гораздо больше, чем легальный интернет) и находит сообщения о готовящихся утечках и покупке\продаже оружия и наркотиков.
 
Одним из наиболее понятных примеров в области блокчейн стоит выделить Everledger, проект из Великобритании. Это аутентификация бриллиантов с использованием этой технологии. Система защищает бриллианты от «фрода» и подделок, а также сохраняет историю каждого бриллианта, где можно отследить все идентификации и транзакции, через которые прошла драгоценность.
 
DroneDeploy – облачная платформа для управления несколькими дронами одновременно. Здесь тоже могут быть довольно интересные сценарии применения в индустрии добычи ископаемых, строительстве, перевозках.
 
Что касается российских компаний, то я бы отметил проект Statsbot – это аналитический бот внутри мессенджера Slack, который дает возможность получать информацию о бизнес-метриках в режиме реального времени.
 
Также хочу отметить проект Xor.ai — чатбот-рекрутер для найма технических команд, Qlean, онлайн площадку для услуг по уборке помещений, Cappasity, 3D и VR платформу для онлайн ритейла и Welltory – удаленный мониторинг здоровья и рекомендации.

Артём Инютин, сооснователь и управляющий партнёр инвестиционной компании TMT Investments

Мы сейчас активно смотрим на 4 сферы – Private Security, SaaS, нишевый E-commerce, Big Data. 

В электронной коммерции я бы выделили два проекта, и в который мы зашли — LeTote, подписка на экземпляры одежды. Второй проект – Try the World, подписка на кухни из разных стран мира. Что касается SaaS — я бы взял, например, проект WRIKE, с которым мы хотим продолжить сотрудничество. Это менеджер проектов для МСБ, который работает по всему миру и который решает потребности корпораций в безбумажной технологии. 

По поводу Big Data — мне нравится проект Sharethis, сервис, который накапливает огромный массив информации по социально-демографическому портрету и продает эти профили ведущим рекламным сетям и publishing houses в США и Европе. 

Что касается телемедицины, я не вижу явного лидера - сейчас много лидеров в США, есть такие проекты и в РФ. Сейчас рынок в становлении, все игроки маленькие. Пока проекта, который бы мне понравился, я бы не выделил. Но через год, думаю, такой проект появится.

Константин Синюшин, сооснователь the Untitled 

Наш фонд инвестирует в технологические проекты, которые помогают повысить эффективность рекламного рынка и ритэйла основываясь на искуственном интелекте, интернета вещей и больших данных. Среди направлений повышения мы прежде всего выделяем повышение среднего чека в розничной торговли, удешевление привлечений нового покупателя, увеличение ретеншена для существующих покупателей, увеличения lifetime value существующих покупателей, а также по целому ряду внутренних бизнес-процессов — это снижение внутренних издержек или автоматизация процессов, которые раньше требовали высоких затрат ручного труда.

Что касается рекламы, сегодня рынок находится в новой точке бифуркации. Как говорили классики Ильф и Петров: «Немого кино уже нет, а звукового ещё нет». Именно поэтому, в течении 17 года будем пытаться смотреть проекты, которые за счёт каких-то новых технологий кардинально меняют либо традиционную парадигму офлайн-рекламы, либо традиционную парадигму онлайн-рекламы позволяя значительно лучше её персонализировать, таргетировать и предсказать поведение, а самое главное возможность измерить влияние этой рекламы на конечную покупку.

Наш подход к выбору перспективных ниши и фокуса основывался на следующем: среди всех мировых рынков где вращается больше всего денег, у нас в стране наибольший интерес представляет реклама и ритэйл, потому что финансы очень сильно зарегулированы государством, соответственно на какие-то ресурсные отрасли и военно-промышленный комплекс не очень применимы для софт-верных стартапов. Наш подход: не пытаться создать какой-то новый рынок, потому что на это нужно очень много денег, которых в принципе невозможно привлечь в России. Наша стратегия на существующем рынке, где уже есть значительные текущие бюджеты, предложить новое качество обслуживания и решений.