11 Января 2018 / Мнение

Почему стартапы в сфере онлайн-касс стоят 100 годовых выручек 

Автор: Владимир Филипьев
Почему стартапы в сфере онлайн-касс стоят 100 годовых выручек
Владимир Филипьев, гендир Subtotal.ru, проанализировал 4 последние публичные сделки со стартапами, которые работают в сфере онлайн-касс и объяснил для Firrma, как инвесторы оценивали их стоимость. 

За полгода было 4 публичных инвестиционных сделки со стартапами, занимающимися онлайн-кассами. Вопрос оценки стоимости проекта стал нас интересовать не теоретически, а вполне практически (нам тоже поступают предложения). Поэтому решили посмотреть и сравнить оценки в этих 4 сделках.

– Litebox – получил самую высокую оценку в 1,2 млрд рублей (за 51% МТС заплатили 620 млн.рублей, cash out – 200 млн, cash in – 420 млн)
– I-retail – получил оценку в 480 млн (за 24,99% группа Синара заплатила 120 млн рублей). Хотя прямо сейчас на странице основателя проекта размещен пост «продам долю в бизнесе за 250 млн»
– «Мерката» – открытых данных нет. Но по слухам, оценка проекта из Екатеринбурга не хуже чем в предыдущем случае. 
– QASL – открытых данных нет. Но Питер – маленький город и возможно мы ошибаемся, но за 51% банк «Санкт-Петербург» заплатил 150 млн рублей. 

Инвесторы обычно очень примерно оценивая проект, берут выручку, умножают на 5 – 10. То есть выручка Litebox в 2017 году должна быть не менее 120 млн руб. Давайте проверим данные в «Контур.Фокус».

Скриншот 2018-01-11 14.58.52.png

Выручка Litebox в 2016 году составила 35,2 млн рублей. Но, тут есть нюанс – вероятно, 30 млн из этой суммы – кредит, который получил Litebox на развитие в 2016 году и который погасил МТС в рамках сделки. То есть, выручка от продаж услуг – примерно 5,2 млн рублей.

Subtotal в 2017 году вырос по выручке, примерно, в 5 раз. Litebox, вероятно, тоже заработает на продаже лицензий не менее 20 млн рублей в 2017 году. И еще больше на продаже оборудования, но в этом нет ничего инновационного и, наверное, инвестор в первую очередь обращает внимание именно на продажи основного продукта.

Итак, МТС, при выручке от основной деятельности в 20-50 млн (давайте умножим в 2,5 раза, на всякий случай), оценил компанию в 1,2 миллиарда, это 25-60 годовых выручек.

Выручка «Мерката» в 2016 году составила 13,3 млн. рублей. «Умная касса» в 2016 году только родилась и предоставлялась пользователям бесплатно. Вероятно, 13,3 млн рублей – это выручка от продаж иного продукта, который писался под заказ для нужд крупной FMCG сети с 16 тысяч точек.

I-retail и QASL (до продажи проект назывался Neemble) не имеют выручки в 2016 году, по нашим данным в 2017 году ситуация улучшилась – начались первые единичные продажи.

В целом «Мерката», i-retail и QASL в 2017 году начали продажи, вероятно это принесет первые несколько миллионов рублей выручки. Тогда оценка по выручке тут вероятно не применима, так как оценка каждого из этих проектов в таком случае – это, примерно, 100 выручек.

Почему же инвесторы вместо коэффициента в 5-10 выручек, инвестируют в «онлайн-кассы» совершенно иначе

Государство неотвратимо «закручивает гайки» последние годы, стремясь вывести из тени налогооблагаемую базу различных отраслей (ЕГАИС, шубы, лес). ФЗ 54 – это попытка государства взять под тотальный контроль все розничные продажи в стране. Сегодня подавляющее большинство малого бизнеса платит налог на вмененный доход и государство, по большому счету, не знает оборотов и прибыли этих сотен тысяч ИП и ООО.

Начиная с 2018 года – информация о продаже условной жевательной резинки в любом ларьке по всей стране должна в итоге попасть в налоговую. Это даст возможность государству не только вывести из тени целые отрасли, но в итоге повышать налоги для наиболее прибыльных вариантов бизнеса. Задачи, решаемые государством понятны. Но, что значит ФЗ 54 для бизнеса?

Головная боль для малого бизнеса или рынок на 100 миллиардов рублей

В 2017 году было обновлено или заменено 1,2 миллиона касс (это коснулось только тех, кто по закону уже должен был использовать ККМ). В 2018-2019 годах потребуется не менее 2 миллионов онлайн-касс для малого бизнеса на ЕНВД или патенте (сегодня они имеют отсрочку до 2018 года и не используют кассы).

Сколько денег тратит предприниматель на одну онлайн-кассу:

– в среднем более 30 тысяч рублей (из них 17 – 28 тысяч на оборудование, а оставшаяся часть на ПО и услуги по его настройке). 
– 3 тысячи рублей в год за услуги оператора фискальных данных (ОФД – посредник между ФНС и предпринимателем в передаче данных с онлайн касс).

Таким образом, в 2018-2019 годах прямая емкость рынка, созданного ФЗ 54 составляет около 100 млрд рублей. Отсюда и повышенный интерес инвесторов к проектам, разрабатывающим решения, связанные с онлайн кассами. Резонанс вокруг тотальной маркировки задирает оценку проектов с 5-10 выручек до 100.

Мнение и оценки автора могут не совпадать с мнением и оценкам редакции – Firrma